+7 (812) 755-81-49
+7 (812) 946-37-01





Главная  Состояние пожарной безопасности 

0 [ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обсуждение злободневной темы. В первом ряду справа - первый заместитель мэра в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса архитектуры, строительства и реконструкции г. Москвы, руководитель Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции г. Москвы В. Ресин; во втором ряду слева - С. Аникеев

при осуществлении градостроительной деятельности, в том числе участие в комиссиях по выбору площадок (трасс) строительства; контроль за строящимися объектами; участие в комиссиях по приемке завершенных строительством объектов переданы другим поднадзорным органам.

Данными полномочиями, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля прошлого года № 54, наделяется Комитет государственного строительного надзора Москвы, а вопросы, связанные с рассмотрением и согласованием проектной документации, возложены на Москомэкспертизу.

Вместе с тем неучастие органов Государственного пожарного надзора в процессе контроля за строительством и приемкой объектов не означает, что перестанет проводиться оценка соответствия принятых объектов и реализованных на них проектных решений требованиям пожарной безопасности. По закону государственные инспектора по пожарному надзору обязаны в течение двух месяцев выйти на все принятые в эксплуатацию объекты и осуществить их проверку по соответствию выполненных работ ранее согласованному проекту.

В случае несоответствия объекта противопожарным требованиям действующих нормативных документов органы Государственного пожарного надзора будут принимать все исчерпывающие меры по пресечению правонарушений в области пожарной безопасности в строгом соответствии с действующим законодательством. А если выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей - принимать меры по запрету функционирования объекта, направлять материалы в суд и прокуратуру.

В целях сохранения уже сложившейся системы безопасности на строящихся объектах Москвы Управлением государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по г. Москве проводится совместная работа с комплексом архитектуры, строительства, развития реконструкции города Москвы по разработке основных нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение пожарной безопасности объектов градостроительства.

Так, в целях недопущения в последующем разрыва организационно-структурной связи надзорных органов на этапе строительства объектов различного назначения, в том числе высотных, мы совместно с Москомэксперти-зой и Комитетом государственного строительного над-


зора г. Москвы уже разработали соответствующие регламенты взаимодействия, которые согласовали в МЧС.

В настоящее время началась активная работа по реализации основных положений данных документов. Организована работа нормативно-технического совета по рассмотрению обоснованных отступлений от действующих требований нормативных документов по пожарной безопасности с учетом вновь принятого регламента. Налажено взаимодействие с Комитетом стройнадзора по организации деятельности сторон на основе разграничения компетенций в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, исключающим дублирование надзорных функций.

В заключение очень важно подчеркнуть, что только выработка единого подхода со стороны всех заинтересованных сторон к решению вопросов обеспечения пожарной безопасности на объектах градостроительства Москвы поможет решить проблемы обеспечения надежной защиты жизни и здоровья граждан от пожаров и их последствий.

С. АНИКЕЕВ,

заместитель начальника Главного управления МЧС России по г. Москве - начальник Управления государственного пожарного надзора (главный государственный инспектор по пожарному надзору

г. Москвы)

4/2007 EFWE Е




УДАСТСЯ ЛИ ИЗБЕЖАТЬ СКАНДАЛА В ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ?

На этот непростой вопрос отвечает главный государственный инспектор Нижегородской области по пожарному надзору Алексей ШИКАНОВ.

- Безопасность начинается с проекта - это непреложная истина. Согласовывать проект с органами ГПН сегодня не требуется, достаточно подписи главного инженера или главного архитектора проекта о том, что он соответствует всем требованиям, в том числе по взрывопожарной и пожарной безопасности. В прошлом году мы проверили каждую пятую проектную организацию, и в каждой из них при разработке проектной документации были выявлены существенные нарушения противопожарных норм. Так, в результате выборочной проверки 325 проектов сотрудниками ГПН было предложено к исполнению 1600 противопожарных мероприятий, а 44 инженера проектных организаций были привлечены к административной ответственности.

И это совсем неудивительно -ведь в области пожарной безопасности действуют более 1,5 тыс. нормативных документов. И чтобы все досконально предусмотреть, нужны квалифицированные специалисты. Однако из 556 проектных организаций в Нижегородской области только пять имеют штатных специалистов в области пожарной безопасности. Одни откровенно экономят на этой должности, другие не могут найти грамотного специалиста, так как учебные заведения нашего профиля готовят сотрудников только для нужд МЧС. Вероятно, с учетом изменений в федеральном законодательстве актуальной становится проблема подготовки таких специалистов в архитектурно-строительных учебных заведениях.

При проверке проектных организаций мы в каждой из них детально анализировали три-четыре проекта, затем разбирали выявленные ошибки и недоработки со специалистами этой организации и контролировали внесение необходимых изменений в проектную документацию. Такой процесс всем шел на пользу. Но больше мы проверять проектные


А. Шиканов

организации не будем, хотя ошибки проектировщики допускают порой очень серьезные. Например, по определению категории зданий и установок по взрывопожарной и пожарной опасности помещений. А ведь исходя из категории производственного помещения или участка идет насыщение их автоматическими противопожарными системами. Много вопросов возникает по проблемам устройства электроустановок в зависимости от технологического процесса и класса взрывопожа-роопасных зон, по разделению здания на отсеки противопожарными стенами, перекрытиями и другими противопожарными преградами, по выполнению требуемого количества эвакуационных выходов из зданий и помещений с массовым сосредоточением в них людей и их соответствию требованиям нормативных документов.

Избежать многих ошибок в проектировании можно еще на стадии выбора земельного участка, но мы теперь не будем принимать участие и в этом процессе. Здесь камнем преткновения зачастую становятся вопросы по размещению самого земельного участка (с учетом его уда-

ленности от существующих пожарных депо, так как нормативный радиус обслуживания пожарного депо варьируется от двух до четырех километров, в зависимости от назначения объекта), а также размещение объектов на выделенном земельном участке с обеспечением нормативных противопожарных расстояний до уже существующих зданий и сооружений. Эти расстояния для таких пожароопасных объектов, как, например, АЗС, нефтебаза, должны жестко соблюдаться. Скажем, АЗС от школы, причем не самого здания, а школьного земельного участка, должна находиться не менее чем за 50 м, а нефтебаза должна располагаться по отметкам земли ниже, нежели рядом расположенные объекты или населенный пункт. Все эти вопросы мы всегда четко ставили на ранней стадии строительства.

Не будут представители Госпожнадзора участвовать теперь ни в контроле за строительством, ни в приемке объектов в эксплуатацию. Недобросовестные подрядчики могут обрадоваться этому обстоятельству, но совершенно напрасно. Во-первых, потому, что многие проекты должны пройти госэкспертизу. Во-вторых, в течение двух месяцев после сдачи в эксплуатацию на объекте появятся наши специалисты, и тут ситуация для многих подрядчиков может сложиться критическая. Остановлюсь на этих моментах подробнее. Существуют объекты, проектная документация которых требует госэкспертизы в обязательном порядке. Это не относится к трехэтажным жилым зданиям с числом секций не более четырех, к индивидуальным и сблокированным жилым домам, к помещениям общественного назначения и производственным зданиям общей площадью не более 1,5 тыс. кв. м и этажностью не более двух. Все остальные объекты подлежат госэкспертизе. Раньше Госэкспертиза была федеральным



органом. Сейчас Градостроительный кодекс дает право создавать такие органы в каждом субъекте. Создается он и в Нижегородской области. Но проблема в том, что специалистов в области пожарной безопасности у них нет, хотя это не снимает с них ответственности за качество проводимой экспертизы, в том числе и на соответствие проектной документации противопожарным требованиям действующих нормативных документов.

После подготовки органом местного самоуправления распоряжения о вводе объекта в эксплуатацию мы обязаны его проверить в течение двух месяцев. Но если, к примеру, АЗС уже построена, как обеспечить необходимый противопожарный разрыв? При проверке вновь введенного в эксплуатацию объекта мы должны перелопатить все документы, начиная с проекта и кончая актами на скрытые работы, убедиться в выполнении противопожарных мероприятий порой даже путем контрольных вскрытий. Конечно, не хотелось бы по чистой отделке что-то вскрывать и перепроверять, например, огнезащиту стальных конструкций, но выборочно придется это делать. Если на объекте будут обнаружены отступления от существующих норм, мы подготовим протокол с указанием всех нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью людей, и направим материалы в суд. Ситуация, согласитесь, скандальная: объект только введен в эксплуатацию - и закрыт по решению суда.

По Градостроительному кодексу, собственник имеет право обратиться с исковыми заявлениями. В этой ситуации предусмотрена субсидиар-


Такие дома строят сейчас в Нижнем Новгороде

ная ответственность в зависимости от того, кто виноват в сложившейся ситуации. Если Госэкспертиза не выявила ошибки проектировщиков - вопросы к ней. Если с документацией все нормально, но в процессе строительства не было выполнено все, что положено по проекту, - виноват Государственный строительный надзор, который заменяет теперь все виды надзоров на объектах градостроительной деятельности: и Госпожнад-зор, и Роспотребнадзор, в тех случаях, если он предусмотрен. А предусмотрен он на объектах, проектная документация на которые требует прохождения госэкспертизы.

А что говорят собственники? Инвесторы - люди, которые зараба-

тывают средства и хотят тратить их для развития своего бизнеса. Человек платит проектировщику - должна быть нормальная документация, подрядчику - то же самое. Инвесторы вкладывают свои средства и вправе получить объект, в полной мере отвечающий всем требованиям. Но возникает опасение, что в сложившейся ситуации могут появиться серьезные проблемы.

Таким образом, Градостроительный кодекс декларирует презумпцию добросовестности всех организаций, которые принимают участие в градостроительной деятельности.

Записала В. СЕДЫХ г. Нижний Новгород

РЕКЛАМА

4/2007 П°Ж«§°Е



0 [ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10

вступление в сро проектирование
© 2007 RCSZ-TCC
Телеком оборудование
Поддержка сайта:
rcsz-tcc.ru@r01-service.ru
+7(495)795-01-39, номер 607919