+7 (812) 755-81-49
+7 (812) 946-37-01





Главная  Чрезвычайные ситуации 

[ 0 ] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

чрезвычайные ситуации

Чрезвычайными ситуациями (ЧС) принято называть обстоятельства, возникающие в результатестихийных бедствий (природные), аварий и катастроф в промышленности и на транспорте (техногенные), экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального и политического характера, которые заключаются в резком отклонении от нормы протекающих явлений и процессов и оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду.

В Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" дано такое определение: "ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей".

ЧС, возникающие в мирное время в результате стихийных бедствий, катастроф, производственных и транспортных аварий, сопровождаются разрушением зданий, сооружений, транспортных средств, инженерных коммуникаций, гибелью людей, уничтожением оборудования и материальных ценностей. Такие события требуют экстренных мер по ликвидации их последствий, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Все чрезвычайные ситуации классифицируются по трем признакам.

Первый - это сфера возникно-

Рис. 1. Сферы возвикновения чрезвычайных ситуаций.

природные техногенные

-пчсг

I ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

вения, которая определяет характер происхождения чрезвычайной ситуации.

На приведенной ниже схеме показано, что возникают они в трех сферах: производстве (техногенные), в природе и экологической среде.

Второй - ведомственная принадлежность, то есть где, в какой отрасли народного хозяйства случилась данная чрезвычайная ситуация:

- в строительстве (промышленном, гражданском, транспортном);

- в промышленности (атомной, химической, пищевой, металлургической, машиностроительной, горнодобывающей, удобрений);

- в коммунально-бытовой сфере (на водопроводно-канализационных

системах, газовых, тепловых, электрических сетях, при эксплуатации зданий и сооружений);

- на транспорте (железнодорожном, автомобильном, трубопроводном, воздушном, водном);

- в сельском и лесном хозяйствах.

Третий - масштаб возможных последствий. Здесь за основу берутся значимость (величина) события, нанесенный ущерб и количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094 утверждено "Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Оно предназначено для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них.

В нем говорится, что ЧС классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали не более 10 человек, либо нарушены условия жиз-недеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

С территодиальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.



К Еегиоталмга относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальнй ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

К федератр-иой птттпгнтгя чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

Далее в "Положении..." говорится, что ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются - организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям (КЧС).

Так, например, ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации, местной - силами и средствами органов местного самоуправления, территориальной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостатке собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной чрезвычайной ситуации соответствующие комиссии могут обращаться за помощью к вышестоящим КЧС.

Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Очень часто в печати, по радио и телевидению одни и те же события называют по-разному: кто аварией, кто катастрофой. Действительно, резких и строго очерченных границ и различий между ними вроде бы и не существует. Главным критерием является тяжесть потерь и наличие человеческих жертв.

Что же такое авария и катастрофа, в чем их основное различие?

Авария - это повреждение машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, сооружения. Очень часто аварии происходят на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте, в системах коммунально-бытового обслуживания. На промышленных предприятиях они, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Эти происшествия не столь значительны, без серьезных человеческих жертв.

Например, столкнулись несколько автомашин, повредили кузова, люди получили ушибы или другие легкие травмы - транспортная авария. Или при посадке самолет повредил, например, шасси, крылья, но люди практически не пострадали - авиационная авария.

Катастрофа - это событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей. Разбился самолет, есть человеческие жертвы.

В печати такое часто называют аварией, хотя на деле это самая настоящая авиационная катастрофа. Произошло столкновение поездов. Нанесен не только материальный ущерб, а главное есть погибшие и раненые. Это тоже катастрофа, а не авария.

Раньше в быту довольно часто употреблялось слово "крушение". Крушение - понятие довольно широкое. Может быть крушение надежд, т.е. все, на что рассчитывал, надеялся человек, рухнуло, исчезло, погибло... Нередко писали о крушениях на железной дороге. В этом случае слово "крушение" говорит, в первую очередь, о гибели и ранении людей, а потом уже о выходе из строя подвижного состава, т.е. - это практически катастрофа.

Чернобыльскую катастрофу - катастрофу века сначала назвали аварией и до сих пор можно прочитать и услышать рассказы об аварии на 4-м энергоблоке АЭС. Да, сначала ее приняли за аварию. Но когда в первые же дни погибли от острой лучевой болезни 30 человек, когда сфера действия распространилась на многие области, а из 30-км зоны пришлось отселить большое количество людей, когда города Чернобыль и Припять превратились в мертвые населенные пункты, огороженные колючей проволокой, всякому становится ясно, что это катастрофа государственного масштаба.



Давайте вспомним железнодорожную катастрофу в Башкирии. 3 июля 1989 г. в 23 ч 10 мин при прохождении двух встречных пассажирских поездов произошел страшный взрыв. Пламя мгновенно охватило огромную территорию, вагоны и людей. В огненном котле оказались 1284 пассажира, из которых более 700 погибли. А случилось такое из-за повреждения продуктопровода и утечки из него смеси 1азов пропана, метана и паров бензина. Большинство вагонов двух поездов сгорели, остались лишь металлические остовы.

Но если вы перелистаете подшивки некоторых газет той поры, прочитаете статьи и заметки, то увидите, что их авторы рассказывают о железнодорожной аварии, тогда как это в корне неверно. Просто многие не имеют представления о существенной разнице между аварией и катастрофой.

Другой пример. 26 января 2000 г. на Октябрьской железной дороге в 3.05 по московскому времени произошла железнодорожная катастрофа. На перегоне Торбино - Мстинский мост, в 190 км от Санкт-Петербурга пассажирский поезд врезался в хвостовую часть грузового состава, перевозившего лес. При столкновении с рельсов сошли локомотив и два первых вагона пассажирского поезда. Погиб помощник машиниста, серьезно пострадал сам машинист, 2 пассажира были госпитализированы, 13 получили медицинскую помощь на месте. Несмотря на сорокаградусный мороз, замерзание людей удалось предотвратить - остальные вагоны продолжали отапливаться углем и электропечами. Электричество поступало с подогнанного к месту катастрофы локомотива.

Всего было повреждено 150 метров железнодорожного полотна и 500 метров контактной сети.

Движение поездов было задержано более чем на 5 часов.

Стихийные бедствия - это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей.

Стихийные бедствия как явления часто приводят к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах деятельности человека.

Экологическая катастрофа - стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые привели к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в среде обитания и, как правило, к массовой гибели живых организмов (птиц, рыбы, тюленей, моржей, пингвинов и других животных) и к значительному экономическому ущербу.

II. ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные бедствия) в последние годы имеют тенденцию к росту. Активизируются действия вулканов (Камчатка), учащаются случаи землетрясений (Камчатка, Сахалин, Курилы, Забайкалье, Сев. Кавказ), возрастает их разрушительная сила. Почти регулярными стали наводнения (Дальний Восток, Прикаспийская низменность, Южный Урал, Сибирь), нередки оползни вдоль рек и в горных районах. Гололед, снежные заносы, бури, ураганы и смерчи ежегодно навещают Россию.

К великому сожалению, в зонах периодических затоплений продолжается строительство многоэтажных домов, что увеличивает концентрацию населения, прокладываются под- " земные коммуникации, функциони- jqq-руют опасные производства. Все это приводит к тому, что обычные для этих мест паводки, вызывают все бо- юо-лее и более катастрофические последствия. w« W

Динамика роста стихийных бедствий Рис. 2. Динамика чрезвычайных хорошовиднанаприведенномнижегра- ситуаций природного характера, фике. (Рис. 2).

В последние годы число землетрясений, наводнений, оползней и других стихийных бедствий постоянно растет. Это не может оставаться не-

Рис. 3. Чрезвычайные ситуации природного характера.


ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ (землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, снежные лавины)

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ (ураганы, бури, снежные бури, смерчи)

ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ (наводнения, заторы, зажоры, нагоны, цунами)

ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ (лесные, торфяные, степные)

МАССОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ (эпидемии, эпизоотии, зпифитотии)



[ 0 ] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Автозапчасти спб: запчасти для иномарок интернет магазин автозапчастей autodoc.ru.
© 2007 RCSZ-TCC
Телеком оборудование
Поддержка сайта:
rcsz-tcc.ru@r01-service.ru
+7(495)795-01-39, номер 607919