+7 (812) 755-81-49
+7 (812) 946-37-01





Главная  Научная конференция академии 

0 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания».

Как следует из приведенного текста статьи 40.1 УПК России, начальник подразделения дознания, а также его заместитель теперь смогут направлять ход расследования уголовных дел, в том числе путем дачи письменных указаний о производстве следственных действий, избрания в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления. Получают возможность проверять соответствие требованиям уголовно-процессуального законодательства принимаемых дознавателями решений по материалам проверок сообщений о преступлениях и расследуемым уголовным делам.

Относительно статуса сотрудников подразделений административной практики и дознания следует отметить, что они сохраняют за собой процессуальный статус дознавателей, но в случае расследования ими уголовных дел и получения указаний от начальника подразделения дознания, с которыми они не согласны, им предоставляется право обжалования указаний начальника подразделения дознания начальнику органа дознания или прокурору.

Указанные изменения призваны положительно повлиять на качество рассмотрения сообщений о преступлениях и расследования уголовных дел. Однако следует заметить, что кро-

ме расширения процессуальных полномочий начальников подразделений дознания это приведет к большей ответственности указанных участников уголовного процесса.

Вместе с тем необходимо отметить, что изменения в УПК России никоим образом не изменили процессуального статуса большинства начальников органов дознания.

Начальник органа дознания -должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручение о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК России.

Исключение составляют лишь начальники органов дознания, в структуре которых имеются подразделения административной практики и дознания («специализированные подразделения дознания»). УПК России дополнительно наделяет указанных лиц правом рассмотрения письменных возражений дознавателя на указания начальника подразделения дознания.

Напомним, что в системе государственного пожарного надзора начальниками органов дознания, как и ранее, являются:

1. Начальник и заместители начальника структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (УГПН МЧС России).

2. Начальники и заместители начальников управлений государственного пожарного надзора территориальных органов МЧС России - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (УГПН РЦ).

3. Начальники и заместители начальников управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора территориальных органов МЧС России - органов, специально уполномоченных решать задачи граж-

данской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (УГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации).

4. Начальник и заместители начальников территориальных отделов (отделений, инспекций) государственного пожарного надзора органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (ОГПН УГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации).

5. Начальник и заместители начальников отделов (отделений, инспекций, групп)государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях.

Во-вторых, в УПК России появилось четвертое основание для приобретения статуса «подозреваемого». Если ранее, согласно части 1 статьи 46 УПК России, подозреваемым являлось лицо:

1) в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, установленном УПК России;

2) которое задержано по подозрению в совершении преступления;

3) к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения, то теперь подозреваемым будет признаваться и лицо, которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном статьей 223.1 УПК России.

В связи с указанными изменениями, кроме уже закрепленных в статье 49 УПК России оснований для начала участия в уголовном деле защитника, таким моментом будет также являться вручение подозреваемому уведомления о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном статьей 223.1 УПК России. Хотелось бы отметить, что законодатель, введя в УПК России статью 223.1 («Уведомле-



ние о подозрении в совершении преступления

1. В случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления. В течение трех суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения.

2. В уведомлении о подозрении в совершении преступления должны быть указаны:

1) дата и место его совершения;

2) фамилия, инициалы лица, его составившего;

3) фамилия, имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;

4) описание преступления с указанием места, времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с пунктами 1 и 4 части первой статьи 73 настоящего Кодекса;

5) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данное преступление.

3. При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона.

4. При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в

совершении преступления вручается каждому из них.

5. Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору») и описав подробно перечень сведений, которые должны быть указаны в данном уведомлении, не устанавливает в статье 476 УПК России форму соответствующего формализованного бланка.

В-третьих, изменяется порядок и сроки производствадознания. Наиболее существенным для всех без исключения органов ГПН является исключение из УПК России положений о производстве предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц. Таким образом, находившийся ранее в производстве органов внутренних дел массив уголовных дел, возбуждаемых по фактам преступлений, предусмотренных статьей 168, частью 1 статьи 219, частью 1 статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК России), перейдет в производство к органам ГПН.

Срок дознания увеличивается с 20 до 30 суток, при этом срок дознания может быть продлен прокурором еще на 30 суток, а в необходимых случаях, связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города или приравненным к нему военным прокурором или их заместителями.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 УПК России, а также при необходимости установления личности подозреваемого (обвиняемого), срокдознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Как следует из предыдущего абзаца, дознаватель теперь становится лицом, наделенным правом направления запроса о правовой помощи. Данный запрос подготавливает-

ся дознавателем в случае необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий и направляется компетентному органу или должностному лицу иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности.

Запрос о правовой помощи может быть направлен дознавателем через:

1. Министерство внутренних дел Российской Федерации - в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора.

2. Генеральную прокуратуру Российской Федерации - в остальных случаях.

Запрос и прилагаемые к нему документы должны быть переведены на официальный язык того государства, в которое они направляются.

В-четвертых, как и ранее, дознаватель с согласия прокурора может возбудить перед судом ходатайство об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу и в случае избрания указанной меры пресечения обязан составить не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу обвинительный акт. Однако теперь, при невозможности составить в 10-суточный срок об-винительный акт, дознавателем предъявляется подозреваемому обвинение в порядке, предусмотренном статьями 171-175 УПК России, после чего дознание продолжается в обычном порядке, либо мера пресечения в виде заключения под стражу отменяется.

В-пятых, внесены изменения в полномочия прокурора как участника уголовного судопроизводства. Теперь, согласно пункта 8 части 2 статьи 37 УПК России, прокурор сможет изымать любое дело у органа дознания, дознавателя и передавать его следователю для производства предварительного следствия. При рассмотрении уголовного дела, поступившего с обвинитель-



ным актом, прокурор в соответствии с изменениями, внесенными в пункт 2 части 1 статьи 226 УПК России, вправе принять решение о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта со своими письменными указаниями и установить срокдля производствадополнительно-го дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта не более 3 суток. Он также вправе продлить сроки дознания в порядке, описанном ранее.

Относительно изменений, вносимых в УПК России 87-ФЗ, вступающих в силу 7 сентября 2007 г., можно сказать, что они в большей степени касаются органов, осуществляющих предварительное следствие, однако несколько положений рассматриваемого федерального закона также серьезно затрагивают процессуальную деятельность органов дознания. Рассмотрим их подробнее.

Во-первых, с дознавателя снята обязанность по поручению прокурора поддерживать от лица государства обвинение в суде по уголовным делам, по которым проводилось предварительное расследования в форме дознания.

Во-вторых, при наличии повода и основания дознаватель получает право самостоятельно, без согласия прокурора, возбуждать уголовные дела в пределах своей компетенции.

В-третьих, прокурор после отмены вынесенного дознавателем незаконного или необоснованного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела лишен права возбудить уголовное дело и вправе лишь направить соответствующее постановление (об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела) начальнику органа дознания со своими указаниями.

В-четвертых, изменяется порядок направления уголовного дела после производства неотложных следственных действий. Теперь возбужденное органом дознания уголовное дело, по которому проведены все необходимые неотложные следствен-

ные действия, направляется не прокурору, как было ранее, а руководителю следственного органа.

В-пятых, изменен порядок восстановления утраченных уголовных дел. Восстановление уголовного дела или его материалов будет производиться по постановлению органа дознания, а не по постановлению прокурора, как было ранее.

В-шестых, из УПК России исключаются положения об оформлении процессуальных действий и решений на бланках процессуальных документов, формы которых были закреплены в главе 57. Законодателем оставлено неизменным лишь положение о том, что процессуальные документы могут быть выполнены типографским, электронным или иным способом, и в случае отсутствия бланков процессуальных документов, выполненных типографским способом, они могут быть написаны от руки.

Подробно рассмотрев суть изменений, внесенных в УПК России, можно сделать некоторые выводы относительно влияния указанных изменений на деятельность органов ГПН.

1. В несколько раз увеличится нагрузка по количеству уголовных дел, находящихся в производстве органов дознания ГПН. В связи с чем встает вопрос о снятии с лиц, осуществляющих дознание (дознавателей), дополнительной нагрузки, связанной с проведением надзорно-профилактичес-кой деятельности, а также вопрос об увеличении численности дознавателей как минимум в два раза.

2. Повышается ответственность дознавателей, начальников органов дознания, начальников подразделений дознания за проведение дознания, принятие соответствующих процессуальных решений. В связи с чем необходимо проведение дополнительной юридической подготовки указанной категории сотрудников ГПН.

3. По-новому встает вопрос о приостановлении и возобновлении производства по уголовным делам, объявления розыска подозреваемого, установления его личности.

4. Возникает необходимость улучшения взаимодействия с подразделениями органов внутренних дел, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в части организации установления лиц, причастных к совершению преступлений, расследуемых органами ГПН.

5. В связи с увеличением возможности для производства судебных пожарно-технических экспертиз возникает необходимость более тесного контакта органов ГПН, осуществляющих дознание, и судебно-экспертных учреждений ФПС «Испытательная пожарная лаборатория».

6. Актуальным становится вопрос о хранении в органах ГПН расследуемых и архивных(приостановленных) уголовных дел.

7. Появляется возможность организации проверок находящихся в производстве территориальных подразделений ГПН уголовных дел со стороны начальников подразделений дознания УГПН МЧС России по субъектам Российской Федерации.

8. Появляется возможность организации помощи со стороны специализированных подразделений дознания территориальным органам ГПН в расследовании уголовных дел, имеющих особую сложность.

Перечень представленных выводов не является исчерпывающим, так как практическая деятельность всегда сложнее теоретических выкладок. Учитывая изложенное, в ближайшее время перед всеми органами ГПН встает задача по приведению своей деятельности в соответствие с изменениями, внесенными в УПК России. Это сложная, но необходимая работа.

С. ВОРОНОВ, начальник отдела административно-правовой деятельности при осуществлении ГПН и дознания по делам о пожарах УГПН МЧС России, кандидат технических наук М. БАБУШКИН, старший инспектор отдела административно-правовой деятельности при осуществлении ГПН и дознания по делам о пожарах УГПН МЧС России



0 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10

© 2007 RCSZ-TCC
Телеком оборудование
Поддержка сайта:
rcsz-tcc.ru@r01-service.ru
+7(495)795-01-39, номер 607919