+7 (812) 755-81-49
+7 (812) 946-37-01





Главная  Пожарная профилактика строительства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 [ 33 ] 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75

ленного движения и вследствие ограниченной пропускной способно сти эвакуационных путей и выходов создаются большие плотное] и людских потоков, наблюдаются физические усилия со сторонм отдельных эвакуирующихся, что значительно уменьшает скорое п. движения. Возникает противоречие: чем быстрее люди стремите,: покинуть помещение, здание, тем больше времени они вынуждены тратить на это. Особенностями движения при эвакуации являю о i также неблагоприятное воздействие опасных факторов пожно i и возможность возникновения паники.

Как показывает практика, индивидуальное и коллективное п.. ведение людей при пожарах в значительной мерс определяет i страхом, вызванным сознанием опасности. Сильное нервное возб ... дение мобилизует физические ресурсы человека, но при этом суд < ется сознание, теряется способность правильно воспринимать , туацию во всем объеме, поскольку внимание всецело приков; ю к происходящим событиям. В таком состоянии возрастает внуш.о мость, команды воспринимаются без соответствующего ана.п. ..i и оценки, действия людей становятся автоматическими, силы о, проявляются склонности к подражанию. Панические реакции про являются в основном либо в форме ступора (замирания, обез о, женности, неспособности к действию), либо фуги (бега, xaox.i ских метаний, поверхностной ориентировки в обстановке).

Исследования показали, что основная масса эвакуирующие, н (до 90%) способна к здравой оценке ситуации и разумным .он ствиям, но, испытывая страх и заражая им друг друга, может no i даться панике. Кроме того, в массе людей оказывается от 10 до 2(;", людей с выраженными расстройствами психики, которые являют, т потенциальными паникерами и могут отрицательно влиять остальную массу людей. Склонность к паническим действиям закп сит от организованности группы людей, определяемой культурiо.im уровнем, общественным положением входящих в нее участников Наиболее организованными являются группы, состоящие, из слуд а щих, рабочих и учащихся, а неорганизованными оказываются гру и пы лиц, не связанных между собой общими интересами. Нель ; i не учитывать, что по статистическим данным в общей массе люден около 3% имеют физические недостатки (калеки), 9%людей на\о дятся в преклонном возрасте, 4% - дети моложе 5 лет, кроме tw о примерно 10°/о людей вследствие систематического применения ,м-карственных средств имеют замедленную реакцию, недостаточна м двигательную способность и легко подвержены шоку. Указанной 26°/о людей не могут двигаться со скоростью основной массы эг. i куирующихся, это приводит к задержкам в движении, падениям и даже может вызвать полную остановку движения, что спосоо ствует возникновению паники.

Советские и зарубежные исследователи отмечают пять основ ситуаций, способствующих возникновению паники: ограниченно, количество эвакуационных выходов и путей; неизбежность возник новения опасности, при которой единственным способом спасете

«нляетея бегство; выход из строя или блокировка путей эвакуации; форсированное движение массы людей, не имеющих необходимой информации, к закрытому пути эвакуации; неподготовленность И непродуманность организационных мер администрацией объектов на случай эвакуации при пожаре.

Паника может быть предотвращена соответствующими конструктивными и объемно-планировочными решениями путей эвакуации, мерами психологического воздействия, а также заранее продуманными действиями администрации. Для уменьшения паники необходимо исключать препятствия на путях эвакуации, обеспечивать инарийное освещение, поддерживать контакт с эвакуируемыми. Организованному движению людей способствует работа систем оповещения, указывающих порядок эвакуации и пути эвакуации.

13.2. Параметры движения людских потоков

Исследования параметров движения людей проводились ВИПТШ МВД СССР и МИСИ им. В. В. Куйбышева.

Двигающиеся в одном направлении люди образуют людской Поток, характеризующийся плотностью потока D, скоростью движения х, интенсивностью движения q и пропускной способностью участка пути Q.

Плотность людского потока составляет количество человек К, размещающихся на единице площади эвакуационного пути F:

D= -- .

При эвакуации взрослых людей плотность может составлять 10-12 чел./м2; при эвакуации школьников 20-25 чел./м2.

В нормах проектирования используется также безразмерная характеристика плотности, которая определяется как отношение плошади проекции, занимаемой эвакуирующимися, к площади эвакуационного пути:

D= М

б/

где б и / - соответственно ширина и длина участка эвакуационного пути, м.

Средняя площадь горизонтальной проекции человека f составляет: для взрослого человека в зимней одежде 0,125 м2/чел., для взрослого в домашней одежде - 0,1 м2/чел., для подростка - 0,07 м2/чел.

Выражение величины D в безразмерном виде позволило создать единую таблицу параметров движения людей независимо от вида одежды и возрастных групп.



Плотность людского потока - важная исходная характерно-! движения, позволяющая определить скорость и интенсивность . жения.

Скорость движения людей в потоке зависит от вида г и плотности людского потока. Эта зависимость показана рис. 13.1 ив виде таблицы 4 приведена в СНиП П-2-80.

и, м/мин


ц, м/мин

Рис. 13.1. Зависимость скорости и интенсивности движения от плотности людского потока:

1 - горизонтальный путь; 2 - лестница вниз; 3 - лестница вверх; 4 - проем

С увеличением плотности потока скорость движения уменьшается и при предельной плотности (00,9), характерной для скопления людей, составляет: для горизонтального пути 15 м/мин, по Лестнице вниз 8 м/мин, по лестнице вверх 11 м/мин. Интенсивность движения людского потока характеризует количество людей, проводящих через 1 м ширины эвакуационного пути за 1 мин. В связи С тем, что количество людей в СНиП выражается не в чел., а в м2 : (вместо N применяется произведение Nf), размерность интенсивности следующая: [q] =м2/м • мин = м/мин.

Интенсивность движения также зависит ог плотности людского Потока и вида пути. Эта зависимость показана па рис. 13.1 и приведена в таблице 4 СНиП П-2-80. Из рис. !3.1 видно, что интенсивность движения функционально связана также со скоростью движения, поэтому, зная интенсивность, можно определить скорость движения, не имея данных о плотности людского потока.

Характерно, что по мере увеличения плотности людского потока интенсивность движения вначале увеличивается, затем достигает максимума q,mix, после чего уменьшается. Уменьшение интенсивности объясняется тем, что пути, эвакуации имеют ограниченную пропускную способность.

При скоплении людей на участке пути с недостаточной пропускной способностью плотность людского потока может быстро увеличиваться. Поэтому при достижении максимальной интенсивности q„„lx парам tv,: ь». движения v, q принимаются при условиях предельной плотности людского потока, т. е. при D0,9.

Значения qmaI равны, для горизонтальных путей 16,5 м/мин, для Дверных проемов 19,6 м/млк, для лестниц при движении вниз 16 м/мин и при движении вверх 11 м/мин.

Интенсивность движения по горизонтальным участкам пути Н лестницам зависит только от плотности людского потока. Для дверных проемов при плотностях людского потока, близких К предельным, интенсивность движения не является постоянной Величиной. Она зависит от ширины проема бдв (см. рис. 13.2) и для проемов шириной .менее 1,6 м определяется по формуле

Чдв = 2,5+3,756дв. (13.2)

Причины влияния ширины проемов на интенсивность движения будут рассмотрены в гл. 14.

Пропускная способность участка пути характеризует количество людей, которое он способен пропустить в единицу времени. Пропускная способность участка пути в м2/мин определяется как произведение интенсивности движения на ширину участка:

Q = q8.

Используя понятие пропускной способности участка пути, можно получить формулы для расчета интенсивности движения и времени задержки движения при слиянии людских потоков.




Рис. 13.2. Зависимость интенсивности движения от ширины дверного проема

Если происходит слияние нескольких людских поток (рис. 13.3), то при беспрепятственном движении должно соблюдя! ся условие:

откуда

Qi = 2Q,-b

q16i=q,S1-fq262+q363,

q.= д + Чгбг+дзбз 6,

Рис. 13.3. Схема слияния людских потоков

Задержка движения людей в начале i-ro участка наблюдаем

Q.<Q.-i

Время задержки определяется как разность времени эвакуации С учетом пропускной способности участков пути:

Лт=т<-Ti-j.

Время эвакуации людей по i-му участку при количестве людей Ni и предельной пропускной способности участка пути Qnp определяется по формуле:

Где qni) - интенсивность движения людей при предельной плотности (D~0,9), м/мин.

Аналогично

Ti-i =

ледовательно,

2Q.-

Ат=Ш

2(q,-,6,-i)

13.3. Расчет фактического времени эвакуации

Методика расчета времени эвакуации, разработанная МИ С И ИМ. В. В. Куйбышева, изложена в приложении 1 СНиП 11-2-80. расчет не производится для помещений, в которых допускается Один эвакуационный выход, а также в тех случаях, когда количество человек на один эвакуационный выход из помещений не превышает 50, а расстояние от наиболее удаленного рабочего места До ближайшего эвакуационного выхода не превышает 25 м. В специализированных и отраслевых главах СНиП вместо расчета Могут приводиться таблицы и номограммы, упрощающие определение размеров путей эвакуации. Однако необходимо, чтобы такие таблицы разрабатывались на основе расчетов времени эвакуации.

Перед тем как выполнять расчет, необходимо весь путь эвакуации людей разделить на отдельные расчетные участки пути. За начальный участок принимается проход между рабочими местами, оборудованием, рядами кресел и т. п., наиболее удаленный от эвакуационного выхода. При определении границ последующих участков на пути движения к эвакуационному выходу исходят из того, что в пределах расчетного участка пути не должна изменяться Ширина пути и не должно быть слияния потоков. Только при таких условиях можно принимать интенсивность и скорость движения постоянными по всей длине участка. Участками пути являются проходы, коридоры, дверные проемы, лестничные марши, тамбуры



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 [ 33 ] 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75

© 2007 RCSZ-TCC
Телеком оборудование
Поддержка сайта:
rcsz-tcc.ru@r01-service.ru
+7(495)795-01-39, номер 607919