+7 (812) 755-81-49
+7 (812) 946-37-01





Главная  Пожарная профилактика строительства 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 [ 42 ] 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75


Рис. 15.9. Схема устройства лестниц на открытой этажерке


Рис. 15.10. Двери:

а- распашная: б - качающаяся- в раздвижная; г - подъемно-опускная; д вращающаяся; е - турникет

риты стены. Сужение всего на несколько сантиметров может привести к тому, что эвакуирующиеся будут наталкиваться на выступы, образуя своеобразную арку у дверного проема, которую труд-Ьо продавить (рис. 15.11). Дверь в открытом состоянии не должна выступать за габариты стены.


11 a


Рис. 15.11. Навеска дверей: а -- неправильная; б - правильная

Особое внимание следует обращать на правильность устройства тамбуров, не допуская сужения пути эвакуации, резких поворотов и других препятствий для движения. Ширина тамбуров и тамбур-шлюзов принимается больше ширины проемов на 0,5 м (по 0,25 м с каждой стороны проема), а глубина - больше ширины дверного полотна на 0,2 м, но не менее 1,2 м (рис. 15.12).


Рис. 15.12. Противопожарный тамбур-шлюз



Обе двери тамбура или тамбур-шлюза должны быть одинако вой ширины и по возможности располагаться на одной линии. Pe.i кие повороты и сужения нежелательны также и во входных тамбх pax общественных зданий. Входные тамбуры предназначаются дл • защиты вестибюлей от проникания холодного воздуха при откры вании наружных дверей. Устройство тамбуров зависит от климатических условий. В районах с длительным холодным периодом и сильными ветрами устраиваются двойные тамбуры, в условия . средней полосы СССР применяются обычные одинарные тамбуры, а в южных районах с жарким климатом входы устраиваются" бе . тамбуров. Защитные свойства тамбуров зависят от их планировки и отопительного оборудования. Тамбуры представляют собой не сколько последовательно расположенных небольших помещении (шлюзов), соединенных дверями (рис. 15.13). Размеры каждою

-nklOiriOC

Мёпят

Рнс. 15.13. Планировочные схемы входных тамбуров.

а - с поворотами; б - без поворотов

шлюза должны давать возможность войти в него, закрыть за с< бой двери и затем открыть следующую дверь. Исходя из эти условий, глубина шлюза тамбура принимается на 30 см больип ширины двери, но не менее 1,2 м, а ширина - на 60 см больпь ширины дверного проема. При интенсивном движении людей г-двери тамбура оказываются открытыми, поэтому для предупре:-: дения проникания холодного воздуха в вестибюль нередко преду матривают несколько поворотов и тепловые завесы, образуемы, направленными струями подогретого воздуха. Целесообразп. устраивать минимальное число поворотов (см. рис. 15.136) и мои ные тепловые завесы, которые, хотя увеличивают эксплуатации ные затраты (расходы тепла, электроэнергии), но создают зн.ч тельные удобства и позволяют выбрать приемлемую для эвакх ции планировку входного тамбура.

При проектировании зданий с массовым пребыванием людей необходимо обеспечить, чтобы все входы в здание удовлетворяли требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам. При эвакуации люди стремятся выйти именно через ту дверь, через которую они вошли, так как эта дверь для них известна, а другие пути чвакуации ими не испытаны и поэтому, с их точки зрения, представляют риск. Исходя из этого соображения, ложные и запасные выходы устраивать не следует.

В заключение необходимо остановиться на одной из важнейших проблем. В практике встречаются случаи, когда в здании имеется много выходов, но абсолютное большинство их заперто, загромождено и не используется. В случае пожара в таком здании безопасность людей не гарантируется. Согласно СНиП П-2-80 и правилам пожарной безопасности двери эвакуационных выходов должны быть без замков, а также других запоров снаружи. Это требование иногда вступает в противоречие с требованиями охраны здания. Однако в ряде случаев такое противоречие можно разрешить. В ряде стран (например, Англии) двери эвакуационных выходов снабжаются электромагнитными замками. В нормальных условиях чти замки удерживают двери выходов из здания в закрытом состоянии, а двери на путях эвакуации внутри здания в открытом состоянии. Это обеспечивает удобную эксплуатацию здания, удобное движение по зданию людей. В случае пожара автоматически от пожарных извещателей или дистанционно (дежурным персоналом) все замки открываются, а двери, имеющие соответствующие доводчики, принимают аварийное положение, препятствующее распространению дыма по зданию.

15.6. Разгрузочные площадки и безопасные зоны

Своевременная эвакуация людей из здания с массовым пребыванием людей обеспечивается только в том случае, если будут созданы условия для рассеивания выходящих из здания людей В городском потоке или на заводской территории. Помехой могут быть городские транспортные потоки, загроможденность площадки Перед выходами общественным и личным автотранспортом, раз-Личными киосками и оборудованием или малые размеры этих площадок и т. п. Поэтому при проектировании зданий с массовым Пребыванием людей у входов и выходов из зданий предусматриваются разгрузочные площадки из расчета 0,2-0,3 м2 на одного человека. Разгрузочные площадки должны быть свободны от какого-либо оборудования, автотранспорта и т. п.

В последнее время специалисты многих стран высказывают мнение о целесообразности устройства безопасных зон.

Опыт показывает, что нередко люди не могут воспользоваться Путями эвакуации из-за того, что они заполняются продуктами горения, и возникает проблема спасания людей, не сумевших



эвакуироваться. Спасение людей по автомеханическим лестницам не всегда достигает цели. Это видно из следующего примера На следование автолестниц к месту пожара потребовалось 10 11 мин. на их установку, выдвижение и подъем пожарных-б мни на отыскание и спуск первых 10 чел. - от 11 до 14 мин. Таким образом, от начала пожара до начала работы спасателей проходт значительно больше времени, чем необходимое время эвакуации В связи с этим целесообразно предусматривать безопасные зоны и помещения для сбора и накапливания людей, не сумевших в<и пользоваться эвакуационными путями.

В отечественной и зарубежной практике известно немало пож.а ров, при которых люди спасались, выходя на покрытие. Поэтому покрытие из несгораемых материалов, обладающее достаточным пределом огнестойкости, может использоваться в качестве безопас ной зоны, если обеспечить удобный выход на покрытие и последую щий безопасный спуск людей с покрытия на землю или персхо i их по открытой галерее на покрытие соседнего здания и т. п.

В зарубежной практике безопасные зоны в зданиях повышен ной этажности создаются с помощью вентиляционных систем при тиводымной защиты. При возникновении пожара автоматически создается разрежение в зоне пожара и избыточное давлена, в смежных зонах (рис. 15.14). Это исключает распространена, дыма в другие этажи.

ill

избыточное давление

Y \ w

У / /

Шбыточное »- давление

-г-1

Рис. 15.14. Создание безопасных зон с помощью вентиляционных установок

По мнению М. Я- Ройтмана, в качестве безопасных зон могут быть использованы смежные секции и этажи здания, отделенные противопожарными стенами и перекрытиями. Особую актуальность приобретает устройство безопасных помещений для людей, которые не в состоянии самостоятельно передвигаться (лечебные, детские учреждения, дома престарелых и др.). Такие помещения должны иметь газонепроницаемые ограждающие конструкции и входы, защищенные от проникновения дыма путем устройства их через воздушную зону, открытую галерею или шлюз с гарантированным подпором воздуха и т. п. Должны быть установлены световые указатели, направляющие людей к таким помещениям, и продуманы вопросы дальнейшего вывода людей из безопасных помещений (зон) на поверхность земли, устроены удобные подъезды к ним, обеспечивающие установку автомеханических лестниц.

К сожалению, вопросы создания безопасных зон и помещений не нашли еще отражения в нормах проектирования. Только в главе СНиПа по проектированию санаториев указывается, что при размещении лежачих больных должны предусматриваться незадымляемые лоджии, позволяющие размещать в них во время эвакуации при пожаре всех лежачих больных данного этажа.

Глава 16

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ ЛЮДЕЙ В ЗДАНИЯХ ОТ ПОЖАРА

16.1. Направления организационных мероприятий

Выполнение требований противопожарных норм и правил при проектировании и строительстве здания еще не гарантирует безопасность людей на случай пожара. Поэтому технические решения по защите людей обязательно должны дополняться организационными мероприятиями по защите людей на случай пожара. В процессе неправильной эксплуатации эвакуационные выходы и пути могут оказаться непригодными для эвакуации, обслуживающий персонал, не знающий своих обязанностей в случае пожара, может растеряться, действовать неправильно.

Поэтому для лиц, ответственных за пожарную безопасность объекта или его отдельных помещений, целесообразно разработать конкретные функциональные обязанности. В этих документах отражаются обязанности по защите людей на случай пожара, перечисляются требования по содержанию эвакуационных путей и выходов и установок противодымной защиты; приводится перечень документов, которые должно вести ответственное лицо (журнал учета занятий по обучению персонала правилам пожарной без-



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 [ 42 ] 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75

© 2007 RCSZ-TCC
Телеком оборудование
Поддержка сайта:
rcsz-tcc.ru@r01-service.ru
+7(495)795-01-39, номер 607919