+7 (812) 755-81-49
+7 (812) 946-37-01





Главная  Пожарная тактика 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 [ 53 ] 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

РУКОВОДИТЕЛЬ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИИ

СЛУЖБЫ МПС

СЛУЖБЫ ПОРОДА

ШТАБ по ЛИКВИДАЦИИ АВАРИИ

ТУШЕНИЕ ПОЖАРА

ЭВАКУАЦИЯ ПОЕЗДОВ



АВАРИЙНО-ВОССТА НОВИТЕПЬНЫЕ РАБОТЫ

на предприятиях по обслуживанию и ремонту подвижного состава - н* руководителя предприятия или его заместителя, а в их отсутствии - на начальнике» смен.

С прибытием к месту пожара подразделений пожарной охраны старший оперативный начальник подразделений пожарной охраны МВД возглавляет работы по тушению пожара и осуществляет управление всеми подразделениями пожарной охраны, участвующими в ликвидации пожара (рис. 12.2).

На пожаре РТП через представителя администрации, входящего в состав оперативного штаба, обязан:

установить вид материалов в горящих и соседних вагонах;

принять меры по отцепке горящих вагонов и выводу их на специальную площадку или в безопасное место;

до начала тушения потребовать письменное подтверждение о снятии напряжения с контактных электросетей на участках работы пожарных подразделений.

После расшифровки вида горящих материалов РТП совместно с администрацией по аварийным карточкам определяет их свойства, пожарную опасность и необходимые огнетушащие вещества.

Для обеспечения тушения пожара РТП создает следующие боевые участки (БУ): по обеспечению эвакуации подвижного состава, защите подвижного состава, тушению пожара и охлаждению выведенных из зоны пожа-Рис. 12.2. Структурная схема управ- ра железнодорожных цистерн (ваго-ления подразделениями при ликви- нов). Указанные участки при сложно-дации аварии и пожара нв железнодорожной станции.

ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

МВД РОССИИ

ПОЖАРНАЯ ОХРАНА МПС

ОПЕРАТИВНЫЙ ШТАБ НА ПОЖАРЕ

@ @ @ g


сти управления могут разбиваться на отдельные секторы.

Для эвакуации подвижного состава из зоны пожара в помощь начальнику 5У необходимы помощники из числа руководства станции, на которых возлагается ответственность за эвакуацию поездов и ограничение растекания разлитой жидкости.

Учитывая сложность в организации ликвидации аварии и тушения пожаров на железнодорожных станциях, РТП особое внимание уделяет вопросам связи, особенно между оперативным штабом на пожаре и работниками железнодорожного транспорта.

Рукавные линии прокладывают под железнодорожными путями и вдоль железнодорожных путей. Для боевого развертывания выбирают участки с наименьшим количеством пересекающихся путей (до стрелочных переводов, у горловины парков) и отсутствием на них подвижного состава. В порядке исключения для обеспечения быстрой подачи стволов рукавные линии можно проложить по железнодорожным путям (до окончания прокладки магистральных рукавных линий под путями).

В зависимости от количества железнодорожных путей боевое развертывание может выполняться одновременно в нескольких направлениях. Наиболее целесообразным следует считать способ прокладки во встречном направлении. При этом продельшают лотки для одновременной прокладки двух магистральных линий. Подключают рабочую линию только через разветвления, установленные между путями. В этих местах следует иметь резерв рукавов. Для наблюдения за работой магистральных рукавных линий необходимо назначить ответственных лиц из состава боевых расчетов (рис. 12.3).

Ликвидацию пожаров в подвижном составе на электрифицированных участках производят только после получения РТП письменного разрешения с указанием в нем номера приказа энергодиспетчера и времени снятия остаточного напряжения. Снятие напряжения с контактной сети обеспечивает дежурный энергодиспетчер, по приказу которого письменное разрешение выдается только электромонтером дистанции контактной сети, заземляющим участок над местом пожара. При этом на этих участках до обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения запрещается приближаться на расстояние не менее 2 м к контактным проводам и ближе 10 м к их оборванным концам. Не допускается тушение внутри вагонов, а также подвижного состава и горящих предметов, расположенных на расстояниях менее 7 м от контактной сети, без снятия напряжения при условии, что струя пены или воды не будет касаться контактных проводов и других частей, находящихся под напряжением.

Защита и охлаждение железнодорожных цистерн с опасными грузами осуществляется путем подачи огнетушащих веществ на верхнюю часть корпуса цистерны, что обеспечивает снижение температуры парогазовой смеси над






Рис. 12.3. Примерная схема боевого развертывания при пожаре на железнодорожной станции

поверхностью жидкости, ее давление и возможность предотвращения взрыва, а также равномерное и интенсивное охлаждение боковых поверхностей цистерны.

При пожаре на перегонах успех тушения во многом зависит от наличия полной информации, которая должна быть получена в процессе следования к месту вызова. Диспетчер уточняет следующие сведения: вид грузов в горящем и смежных вагонах, их количество; принятые меры по отцепке вагонов и эвакуации от них соседних, а также отключение участка электроконтактной сети над местом пожара; возможность проезда к месту происшествия пожарных автомобилей и наличие вблизи водоисточников; розлива горючих или ядовитых жидкостей; наличие опасных фузов на пожаре и т. п. Указанные сведения диспетчер ЦУС обязан передавать подразделениям, следующим к месту вызова, и дежурной службе пожаротушения.

Наличие указанных данных позволяет РТП до прибытия к месту вызова решить основные организационные вопросы по тушению пожара.

При доставке пожарной техники и личного состава к месту пожара железнодорожным транспортом диспетчер ЦУС направляет дежурному по отделению дороги заявку на необходимое количество платформ и вагонов с указанием времени и места их подачи.

Крепление пожарной техники на железнодорожных платформах производят силами личного состава совместно с работниками железной дороги.

По прибытии на пожар РТП в первую очередь должен произвести разведку водоисточников по обе стороны от полотна железной дороги для организации подачи воды вперекачку или путем ее подвоза. С этой целью в труднодоступных местах эффективно могут быть использованы мотопомпы и техника повышенной

проходимости, в том числе и приспособления для целей пожаротушения из народного хозяйства.

Боевые действия подразделений должны обеспечить: эвакуацию пассажиров; тушение и охлаждение цистерн и вагонов со взрывчатыми и взрывоопасными веществами и газами, ЛВЖ, ГЖ, атакже избежание утечки и розлива жидкостей, распространения огня на соседние поезда, здания и сооружения.

При горении цистерн без розлива жидкостей их отцепляют от негорящих вагонов и подают на специальную площадку или на безопасное расстояние, удобное для подъезда пожарной техники, где принимают меры к ликвидации пожара. Поврежденные цистерны с вытекающими горючими жидкостями эвакуировать запрещается.

Во избежание загорания цистерн и вагонов с опасными фузами производить их эвакуацию через зону пожара не допускается.

Разлившуюся на путях ЛВЖ и ГЖ тушат пеной средней кратности или распыленной водой, не допуская распространения по жидкости пламени и Офаничивая ее растекание устройством обвалования или отводом в безопасное место.

При наличии в зоне пожара вагонов и цистерн со взрывоопасными фузами, сжиженными газами и ЛВЖ, ядовитыми веществами (ЯВ) и радиоактивными веществами (РВ) в первую очередь необходимо принять меры по охлаждению каждой единицы стволами и выводу их из зоны пожара. Охлаждать железнодорожные цистерны необходимо верхнюю ее часть и дыхательную арматуру.

Первоочередному охлаждению также подлежат находящиеся в зоне горения и теплового воздействия пустые железнодорожные цистерны с остатками продуктов, скорость профева которых выше, чем заполненных.

При горении на железнодорожных станциях цистерны со сжиженными углеводородными газами следует вывести под прикрытием 3-4 пустых платформ или полувагонов в безопасное место (тупик), не прерывая при этом ее охлаждения. При невозможности ее отвода распыленными струями воды защищают соседние здания, сооружения и поезда, продолжая эвакуацию подвижного состава. Тушение факела сжиженного углеводородного газа при аварийном истечении из железнодорожных цистерн производится после завершения мероприятий по усфанению его утечки и в случае, если его горение может вызвать взрыв опасные деформации и обрушения. Тушение вертикальных факелов над цистернами водяными струями с помощью ручных стволов более эффективно с уровня крыш соседних вагонов. Эффективность водяных сфуй, в том числе подаваемых с помощью лафетных стволов, намного снижается при тушении над дыхательной арматурой цистерн разветвленных факелов пламени. Тушение, веерных факелов водяньиии струями не эффективно, для их ликвидации следует использовать подачу порошковых составов лафетными стволами. Интенсивность подачи порошка



составляет 4 кг/кг для распыленной струи. Для ликвидации факельного горения могут использоваться АГВТ. При отсутствии необходимости или невозможности ликвидации горения путем охлаждения поверхности цистерны и снижения плотности теплового излучения факела должно быть обеспечено безопасное (контролируемое) выгорание сжиженного газа.

Из-за невозможности открытия дверей контейнеров их тушат после охлаждения поверхности и проделывания двух отверстий в противоположных стенках корпуса: одно - для введения ствола, а другое - для выхода продуктов горения и водяного пара. При этом из отверстий может выбрасьшаться факел пламени высотой до 1 м.

Тушение хлопковой продукции необходимо проводить струями воды с добавками раствора пенообразователя или других поверхностно-активных веществ, с последующей выгрузкой ее из вагонов для дотушивания.

Для тушения хлопка-волокна в крытых вагонах стволы подают через верхние и боковые люки, в цельнометаллических вагонах, необходимо открывать дверные проемы.

Все меры по тушению вагонов с хлопком необходимо проводить совместно с администрацией, сопровождающей фузы.

Особенности тушения пожара опасных фузов изложены в ведомственных инсфукциях МПС.

Статистика пожаров на железнодорожных составах цистерн с ЛВЖ и ГЖ показывает, что площадь розлива жидкости из одной цистерны составляет 800-1400 м, в зависимости от состояния и вида почвы, метеоусловий и рельефа местности.

Следовательно, за расчетный параметр пожара принимается площадь розлива ЛВЖ и ГЖ 2500-3000 м (т. е. две - фи цистерны) для станций с большим накоплением цистерн и их фаиспортировки и площадь розлива в 1300-1500 м* (т. е. одна-две) цистерны для станций, без интенсивной перевозки и скопления цистерн с ЛВЖ и ГЖ.

Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях.

Допуск личного состава пожарных подразделений для тушения пожаров на подвижном составе в тоннельных сооружениях, находящихся под напряжением, производится только после получения РТП письменного или по радиосвязи, разрешения электромонтера района контактной сети с указанием в нем номера приказа энергодиспетчера и времени снятия напряжения (Рекомендации [13]).

Тушение без снятия напряжения допускается только в случае, когда пожар возник внуфи вагона, а ликвидировать его можно первичными средствами и силами поездной бригады.

Для хранения противопожарного оборудования по длине тоннеля через каждые 150 метров размещают камеры, а также ниши для укрытия людей через 30 м в шахматном порядке.

В тоннелях протяженностью более 1000 м предусмафиваются параллельные штольни и соединительнью сбойки на расстоянии 500-700 м, а также система вентиляции с механическим побуждением.

При организации спасательных работ и тушения пожара необходимо учитывать особенности развития пожара в тоннеле.

В случае пожара на остановленном в тоннеле пассажирского поезда критические значения опасных факторов пожара вблизи него возникают уже через 4-6 мин для однопутных тоннелей и 6-8 мин для двухпутных.

Пожар распространяется преимущественно в направлении вентиляционного потока, площадь пожара может достигать нескольких сот метров, продолжительность пожаров составляет от 0,5 до 6 часов с учетом фактора тушения.

Длина зоны теплового воздействия за очагом пожара составляет не менее 300 м для однопутного тоннеля и не менее 600 м для двухпутного.

Зона конвективных тепловых потоков составляет 50-80 м (Рис. 12.4).


Рис. 12.4. Схема обстановки при развитом пожаре подвижного состава в тоннеле:

1 - распределение температур в тоннеле; 2 - аварийный тоннель; 3 - подвижный состав; 1- длина зоны действия конвентивных потоков; - длина зоны горения; 1- длина зоны с температурами выше температур воспламенения материалов пожарной нафузки; /3- длина зоны задымления; Z.- длина зоны теплового воздействия; f- линейная скорость распространения горения



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 [ 53 ] 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

© 2007 RCSZ-TCC
Телеком оборудование
Поддержка сайта:
rcsz-tcc.ru@r01-service.ru
+7(495)795-01-39, номер 607919